Четверг, 25.04.2024, 19:23
Приветствую Вас, Гость
Добродетель зимы – умеренность
Декабрь 21 ноября – 21 декабря
Стрелец
 
ЭТО благоразумное терпение имеет власть над языком. Ибо кто говорит и судит слишком быстро, вредит или препятствует процессу созревания, который в своем суждении выявляет истину явлений мира и в общении с ними взращивает, словно зрелые плоды, собственные поступки. Кто начинает говорить, не дождавшись этого созревания, выражает лишь субъективное мнение о мире, в своей сути остающимся ему чуждым. Такие мнения могут вызвать одобрение единомышленников и пользоваться внешним успехом, поскольку соответствуют обыкновению. Но они – не истина, которую претерпевают и осуществляют с невозмутимостью. Истина – это, скорее, дух вещей, раскрывающий глаза свои в нашем познании. Опрометчивое слово прогоняет его. Власть над языком сообщает духу, зачарованному в вещах и оттого слепому и безгласному, способность видеть и говорить. Власть над собственным языком расколдовывает язык всякой твари, стенающей по такому освобождению. Ее подлинная суть в нашем молчании становится органом, который, глядя на свое заколдованное бытие, разглядывает себя, благодаря чему с нее снимаются чары. Так мир и Я перекрещиваются и меняются местами; в нашем же обыденном сознании они, взаимно чуждые, противостоят друг другу. Суть веще в познающем человеке становится органом созерцания; в момент познания человек переживает себя как существо, распростертое на совокупности явлений мира. Для властвующего языком чувство истины не в разобщенности мира и Я, а в их перекрещивании и взаимообмене. Власть над языком есть плодотворность человеческого познания.
 
Так эта власть становится чувством истины.
 
Возможная медитация на тему этого чувства истины:
Познающий себя человек
Видит сам себя как мир;
Человек, познающий мир,
Видит мир, как себя самого.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вступительные заметки о возникновении добродетелей, как и рассуждения об их сущности, нуждаются в пояснении. Ведь и то и другое может вызвать самые серьезные сомнения. Ибо по праву могут возразить; состояние нынешней мировой цивилизации отнюдь не может быть названо добродетельным и даже достойным человека. Вряд ли когда-либо лицемерие и самообман скрывали под своей маской столько лживости, страха, ненависти и жестокости. Одурманенное иллюзиями человечество по тонкому льду фарисейства, условности и рутины несется навстречу своей гибели над пропастью подстерегающих его опасностей. Четыре Платоновские добродетели; Умеренность, Справедливость, Мудрость и Мужество с первого века могут рассматриваться как четыре аспекта ЛЮБВИ, той любви, которую на Землю принес Христос.